5.2.1. Эпифитотиологическая роль сорта Выведению сортов, устойчивых к болезням и вредителям, всегда придавалось и в настоящее время придается первостепенное значение. Успехи в селекции на устойчивость позволяют получать 10 % прибыли от общей стоимости растениеводческой продукции. В настоящее время доля устойчивых сортов составляет примерно 10–15 %. Дальнейшее повышение соотношения сортов в пользу их устойчивости равноценно расширению посевных площадей на 15–20 %.
Потребление энергетических ресурсов вредными организмами как консументами первого порядка прекращается (при возделывании сортов с вертикальной устойчивостью или трансгенных) или в той или иной мере ограничивается при возделывании сортов с горизонтальной (полевой) устойчивостью. Вследствие наличия коррелятивной связи в цепи внутренних факторов ЭП, при повышении устойчивости растений-хозяев к вредным организмам из-за ограничения доступных ресурсов автоматически снижается интенсивность размножения вредных организмов, обусловливая дополнительное торможение ЭП и снижение численности (запаса) вредных организмов в следующем году. Повторное возделывание устойчивых сортов повторяет этот процесс, в результате чего численность вредных организмов при возделывании даже частично устойчивых сортов постепенно снижается в агроэкосистемах до равновесного минимального или умеренного уровня. Например, при возделывании сортов ячменя и овса, устойчивых к овсяной цистообразующей нематоде, в течение одного года заселенность почвы снижается на 54–74 %, а при возделывании на протяжении двух лет – на 85–89 %. Если численность цист не превышает 6–7 экз/г почвы, то уровень численности нематод снизится ниже ЭПВ при одногодичном возделывании устойчивых сортов, а если составляет 8–10 цист/г почвы – через два года. Выведение устойчивых сортов к болезням и вредителям возможно против всех групп экологических эквивалентов: почвенных, или корне-клубневых; наземно-воздушных, или листо-стеблевых; семенных и трансмиссивных. Это положение можно продемонстрировать на примере сортов, районированных в Сибири (табл. 39). Таблица 39 Число сортов, устойчивых к болезням различных эпифитотиологических групп
Из 22 проанализированных нами районированных сортов яровой пшеницы и 41 сорта картофеля в Сибири и частично на Дальнем Востоке отсутствуют сорта, обладающие устойчивостью ко всем эпифитотиологическим группам болезней, хотя селекция на устойчивость к ним более развита по сравнению с фитофагами. Это свидетельствует о том, что в настоящее время невозможно обеспечить оптимальное фитосанитарное состояние агроэкосистем пшеницы и картофеля путем возделывания только устойчивых сортов даже против фитопатогенов. В лучшем случае эта проблема решается против отдельных инфекций: на яровой пшенице – против семенных, воздушно-капельных и почвенных, а на картофеле – против почвенных и трансмиссивных. Сорта, устойчивые одновременно к двум болезням среди пшеницы составляют 27,3 %, а к трем – только 9,1 %. Групповая устойчивость к пяти-шести болезням и более, практически отсутствует. На картофеле сорта, устойчивые к двум болезням, составляют 22,0 %, а с комплексной устойчивостью не превышают 2,4 %. Для повышения фитосанитарной роли эдификаторов практикуется возделывание устойчивых сортов, различающихся генетическими системами невосприимчивости, создание мозаики и решетки многолинейных устойчивых сортов в агроэкосистемах, их выращивание в смесях и размещение в севообороте с определенными интервалами во времени. По мнению А.А. Жученко, важно выведение сортов с комплексной адаптивностью к биотическим и абиотическим стресс-факторам по зонам регионов России [10]. Так, сибирские сорта яровой пшеницы, например, должны отличаться скороспелостью, засухоустойчивостью, способностью пережидать стресс-факторы и быстро возобновлять синтетические процессы после их торможения. На примере 87 возбудителей болезней девяти культур (свекла, картофель, томаты, капуста, огурцы, лук, морковь, яблоня, цитрусовые) показано, что с помощью сортов можно успешно контролировать преимущественно биотрофов, которые составляют 25,3 % из числа проанализированных возбудителей болезней в период выращивания и хранения сельскохозяйственной продукции. Подавляющее же большинство возбудителей относятся к некротрофам, защита от которых зависит преимущественно от способа выращивания и хранения сельскохозяйственной продукции, и в меньшей степени – от устойчивости сорта.
|