Навозну кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно.
И.А. Крылов
И, словом, тот хотел арбуза,
А тот соленых огурцов…
Г.Р. Державин
…Всего полезнее для пуза
Поесть природных «солонцов».
А.В. Бгатов
В конце 80-х – начале 90-х годов на зооинженерном факультете была организована группа исследователей, взявшихся комплексно изучать феномен литофагии (камнеедения) у домашних животных. Кроме нас с С.М. Анохиным в нее вошли бывшая тогда деканом, ныне, к сожалению, покойная С.М. Харитонова и сотрудники факультета В.С. Токарев, В.В. Гарт, О.Н. Сороколетов.
Мы пытались решить проблему, отчего при интродукции крупного рогатого скота голландской селекции к нам в Сибирь резко возрастает заболеваемость маститами, лейкозами, бруцеллезом; снижается мясная и молочная продуктивность, ухудшается жизнеспособность потомства.
Обратимся к высказыванию известной американской ученой Джустин Гласс: «...По некоторым причинам случается так, что Мать-Природа подводит нас. Обнаруживается дефицит каких-либо минеральных веществ в том или ином регионе... В некоторых регионах Австралии в почве недостаточное количество кобальта. В результате содержащиеся на подножном корму коровы и овцы заболевают анемией и погибают, если этот дефицит не восполняется. В почве некоторых частей Танзании обнаружен дефицит бора, и если не добавить его в почву, яблони в этих местах начинают болеть...».
Типичный пример распространенной «логики наоборот». Ведь ни коровы, ни овцы в Австралии, ни яблони в Танзании не являются аборигенными видами. Природа никого не обманывает: местные австралийские и африканские виды в течение многих поколений прекрасно приспособились к существующей в их геохимической среде обитания низкой концентрации кобальта или бора. Кенгуру там весело прыгают, эвкалипты и баобабы прекрасно растут. Иное дело виды-мигранты: отбор аллелей генов, контролирующих уровень микроэлементов в их организме, складывался в иных геохимических условиях...
Обратимся к Сибири. Можно воссоздать условия, максимально приближенные к существующим в местах коренной селекции импортного крупного рогатого скота: кормить досыта и держать в тепле, однако добиться той же продуктивности, что и «дома», |
|
практически никогда не удается. Связано это с тем, что хоть Сибирь и не Австралия, но ее геохимические условия также существенно отличаются от тех европейских, в которых проходили многие поколения селекции сельскохозяйственных животных. Вот и срабатывает экологический «закон минимума» Либиха: нехватка какого-нибудь одного микроэлемента в местных кормах может перевесить все остальные благоприятные экологические факторы…
Домашние животные, в отличие от диких собратьев, лишены возможности посещения зверовых солонцов (кудюров) и питания природными ионообменниками – кудюритами. Поэтому, чтобы сгладить негативные последствия, возникающие при перемещении животных из одной геохимической провинции в другую, мы решили: раз животные не идут к кудюрам, то почему бы кудюрам не прийти к животным?
Скоро сказка сказывается…. Пришлось заказать из Бурятии вагон цеолитов Холинского месторождения, на своих спинах перетаскать их в проблемную лабораторию в учхозе и только затем приступить к экспериментам, связанным с подкормкой животных. В результате трехмесячного эксперимента у самых чахлых телят прекратились бруцеллез и сальмонеллез, поднялись показатели иммунной резистентности, существенно выросли привесы, особенно в той группе, где был свободный доступ к минералу. Когда мы проанализировали кровь этих телят, то установили достоверное повышение в ней кальция и меди. Именно тех элементов, которыми были обеднены местные корма.
Подобные эксперименты мы проводили и со стельными коровами. В условиях фермы у них, особенно у «рекордисток», зачастую наблюдается остеопороз, связанный с вымыванием зародышем из костей кальция, а также ряда микроэлементов. (Замечу, что и у женщин в период беременности часто по той же причине крошатся зубы, а тошнота и высыпания на коже являются следствием выброса эмбрионом в кровь матери низкомолекулярных метаболических токсинов).
В Природе феномен литофагии позволяет животным, посещающим кудюры, |
|
спокойно переносить состояние беременности благодаря восполнению недостающих макро- и микроэлементов в организме матери за счет ионообменных свойств цеолитов и удалению токсинов за счет их сорбентных свойств. Эксперименты по подкормке коров цеолитами, проведенные нами в ряде хозяйств Новосибирской области, послужили созданию ныне широко известной биологически активной пищевой добавки нового поколения «Литовит».
Хотелось бы сказать о других меньших братьях, или, вернее, сестрах – курах. Принято за аксиому, что камешки в их желудках выполняют исключительно роль жерновов для перетирания пищи. Но так ли это?
В.И. Бгатовым, М.А. Спешиловой (СНИИГГиМС) и К.Я. Мотовиловым (СО РАСХН) были выполнены специальные опыты с целью изучения механизма действия каменного материала (цеолитов) в организме кур. Из сопоставления результатов химических анализов цеолитов на «входе» и «выходе» птицы обнаружилось, что химические реакции, происходящие в пищеварительном тракте, носят ионообменный характер. Организм кур приобрел такие элементы, как кальций и железо, и при этом «выбросил» такие балластные элементы, как стронций, цинк и литий. При этом происходило увеличение яйценоскости, средней массы яиц, прирост живой массы, уменьшились затраты основного корма.
Если вам доводилось собственноручно потрошить «вольную» деревенскую курицу, вы могли обнаружить в её мускулистом желудке среди мелких камешков множество блестящих и прозрачно-матовых. Блестящие камешки – не что иное, как опалиты, минералы, близкие по свойствам к цеолитам и другим природным ионообменникам и сорбентам.
«Дикие» птицы (рябчики, тетерева, глухари) также отнюдь не глупы. Чтобы отыскать «опалитные» камни, птицам приходится преодолевать километры в поисках подходящей косы. Вот вам еще одно из проявлений природного литофагиального инстинкта.
В следующий раз я постараюсь рассказать о конкретной роли различных макро- и микроэлементов в нашем организме; заболеваниях, связанных с их дефицитом или избытком, влиянии их на нашу жизнедеятельность и интеллектуальные способности.
А.В. Бгатов, доцент
кафедры экологии животных
|