Микроэкономика: учебное пособие - 2020
МИКРОЭКОНОМИКА
АННОТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
4. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
5. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЦЕЛИ, ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
7. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
7.1. Рынок труда
7.2. Рынок капитала
7.3. Рынок земли
7.4. Предпринимательские способности как фактор производства
7.5. Информация как фактор производства
Вопросы для обсуждения
Практические задания
Тестовые задания
ПРАКТИКУМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВЫПУСКНЫЕ СВЕДЕНИЯ


Предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главной отличительной чертой которого является свободная конкуренция.


Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно Й. Шумпетер. Он называл предпринимателем такого организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя Й. Шумпетер относит:

– создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

– введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

– завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

– использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

– введение новой организации дела, например монополии, или, наоборот, преодоление ее.


Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическими интересами.


Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых занимает свое место в хозяйственной системе.

Главными условиями предпринимательства являются самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенных свобод и прав – на выбор вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, разработку производственной программы, доступ к ресурсам, сбыт продукции, установление цен на нее, распоряжение прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Еще одним условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Кроме того, признаком предпринимательства считается ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе.

Предпринимательство – это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие, считал Й. Шумпетер.

«Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов, а самому эти процессы определять» [13].

Вознаграждением за предпринимательство является предпринимательский доход. В практике хозяйствования его трудно выделить, тем не менее это не абстрактная экономическая категория.


Предпринимательский доход – это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за инновации и монопольную рыночную власть.


Предпринимательский доход делится на две части: нормальную и экономическую прибыль. Размер нормальной прибыли определяется гарантированным доходом предпринимателя, который он мог бы получить от альтернативной деятельности. К экономической прибыли относятся плата за риск, неопределенность инноваций, монопольная власть. Эта часть предпринимательского дохода не гарантируется, но стремление к ее получению заставляет предпринимателя идти на беспрерывные нововведения, что стимулирует инвестиции, рост производства, занятости и в конечном счете повышение благосостояния. Чем удачливее и талантливее предприниматель, тем больше размер предпринимательского дохода.

Вместе с тем предпринимательство связано не только с получением прибыли, но и с возможными убытками. Убытки являются такой же реальностью в рыночной экономике, как и прибыль. Поэтому угроза убытков и банкротства служит таким же мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.


Назад Вперед