Информация становится важной, если она нам необходима для принятия решения. Тогда мы начинаем поиск нужной информации, чтобы снизить риск и избежать неопределенности в какой-либо ситуации.
Информация в свою очередь отвечает на следующие вопросы: что? кто? когда? Знания – это уже сформировавшаяся информация. Ключевым моментом, который определяет эффективность, например, научной деятельности, является приращение уже имеющегося научного знания собственными исследованиями. Т. е. какой вклад именно вашей деятельностью был привнесен в науку. Таким образом, потребление информации равнозначно формированию или добавлению новых знаний. Знания не расходуются, а приумножаются (рис. 47). Рис. 47. Значимость информации в экономике Информация как благо: – удовлетворяет потребности индивидов, полезна; – при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие возможности ее получения и использования; – неконкурентность потребления, т. е. потребление информации одними людьми не уменьшает ее ценности для других. Фактор времени влияет на использование информации. Говоря о применении информации или информационного обеспечения к какой-либо деятельности, фактор времени выходит на первый план. Тот, кто станет первым обладателем информации, получает конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество образуется не за счет того, что он воспользовался информацией, а за счет того, что получил ее первым. Раз получил эти знания раньше, значит раньше использовал предоставленные возможности. Свойства информации как ресурса: – легко тиражируема; – не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления; – редкий ресурс благодаря уникальности производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Информацию как фактор производства в экономической науке начали трактовать с 1960 г. Джон Стиглер написал экономическую теорию информации. И с того момента информация стала влиять в экономическом плане на принимаемые нами решения. Информация важна и интересна, она может играть как положительную, так и отрицательную роль. Но существует одно свойство информации, именно как экономического ресурса – редкость. Редкость по отношению к информации означает, что о ней мало кто знает (т. е. она не распространена). Ограничение распространения информации возможно с помощью конфиденциальности, т. е. секретности. Только обладатель информации может ограничить к ней доступ. Информация становится ценной и редкой тогда, когда она ограничена правами собственности. Т. е. не любая информация, а ценная для нас.
В Китае судили человека, который якобы продал или передавал информацию США о технологии производства пластика. Потери компании и государства составили 110 млн долл. С одной стороны, информацию надо защищать, а с другой – она становится объектом для спекуляций с криминальной составляющей. Применение информации как ресурса: – коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях; – воздействие на ожидание экономических субъектов; – резервы повышения производительности и оптимизации использования прочих ресурсов; – важный объект приложения интеллектуальных усилий. В то же самое время информация представляет собой фактор производства с противоречивыми свойствами. – невоспроизводимость – тиражируемость; – безграничность – редкость; – подбор исчерпывающей информации возможен, но невыгоден; – полную информацию получить невозможно. В статичном состоянии объекта наших интересов полную информацию о нем собрать можно, но если объект меняется с течением времени, то сбор полной информации невозможен и невыгоден. Положительные стороны информации: – экономия ресурсов; – снижение нагрузки на окружающую среду; – расширение возможностей людей; – скорость распространения. Отрицательные стороны информации: – усиление давления на общество; – проблемы с адаптацией; – неполнота данных; – манипулирование информацией; – проблемы с безопасностью, т. е. сохранность информации; – утрата рабочих мест. Существует два подхода к неполноте информации: – подбор исчерпывающей информации возможен, но невыгоден из-за растущих трансакционных издержек; – полную информацию получить невозможно и необходимо действовать в условиях неопределенности и риска.
Нужно определить для себя, на какой уровень издержек мы готовы пойти, чтобы найти важную и нужную для нас информацию.
Существует два типа асимметрии информации: – информационное преимущество, когда один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой (рынок «лимонов» – рынок подержанных автомобилей); – «проблема царя Соломона», когда оба участника сделки одинаково информированы относительно нее, но эту информацию трудно получить третьим лицам. Знаменитое изречение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» весьма актуально в век информационных технологий. И понимая всю важность и изменяемость информации, необходимо уметь с ней правильно и корректно обращаться, чтобы обладание информацией приносило экономические выгоды при низких издержках на ее получение и сохранение. |
|||||||||||
Назад | Вперед | ||||||||||