Микроэкономика: учебное пособие - 2020
МИКРОЭКОНОМИКА
АННОТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
4. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
5. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЦЕЛИ, ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
7. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
7.1. Рынок труда
7.2. Рынок капитала
7.3. Рынок земли
7.4. Предпринимательские способности как фактор производства
7.5. Информация как фактор производства
Вопросы для обсуждения
Практические задания
Тестовые задания
ПРАКТИКУМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВЫПУСКНЫЕ СВЕДЕНИЯ


Информация становится важной, если она нам необходима для принятия решения. Тогда мы начинаем поиск нужной информации, чтобы снизить риск и избежать неопределенности в какой-либо ситуации.


Информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующее реализации определенных целей, удовлетворению потребностей субъекта и принесению выгоды.


Знания – это переработанная информация. Они отражают связь между явлениями и выявленными закономерностями и отвечают на вопросы, как и почему.


Информация в свою очередь отвечает на следующие вопросы: что? кто? когда?

Знания – это уже сформировавшаяся информация. Ключевым моментом, который определяет эффективность, например, научной деятельности, является приращение уже имеющегося научного знания собственными исследованиями. Т. е. какой вклад именно вашей деятельностью был привнесен в науку. Таким образом, потребление информации равнозначно формированию или добавлению новых знаний. Знания не расходуются, а приумножаются (рис. 47).

Рис. 47. Значимость информации в экономике

Информация как благо:

– удовлетворяет потребности индивидов, полезна;

– при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие возможности ее получения и использования;

– неконкурентность потребления, т. е. потребление информации одними людьми не уменьшает ее ценности для других.

Фактор времени влияет на использование информации. Говоря о применении информации или информационного обеспечения к какой-либо деятельности, фактор времени выходит на первый план. Тот, кто станет первым обладателем информации, получает конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество образуется не за счет того, что он воспользовался информацией, а за счет того, что получил ее первым. Раз получил эти знания раньше, значит раньше использовал предоставленные возможности.

Свойства информации как ресурса:

– легко тиражируема;

– не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления;

– редкий ресурс благодаря уникальности производства и использования, главным субъектом которого выступает человек.

Информацию как фактор производства в экономической науке начали трактовать с 1960 г. Джон Стиглер написал экономическую теорию информации. И с того момента информация стала влиять в экономическом плане на принимаемые нами решения.

Информация важна и интересна, она может играть как положительную, так и отрицательную роль. Но существует одно свойство информации, именно как экономического ресурса – редкость. Редкость по отношению к информации означает, что о ней мало кто знает (т. е. она не распространена). Ограничение распространения информации возможно с помощью конфиденциальности, т. е. секретности. Только обладатель информации может ограничить к ней доступ. Информация становится ценной и редкой тогда, когда она ограничена правами собственности. Т. е. не любая информация, а ценная для нас.


Экономическим ресурсом является не вся информация, а только та часть, тиражирование которой ограничено правами собственности. Любая попытка несанкционированного доступа, а тем более распространение и передача информации, защищенной правами собственности, преследуется по закону.


В Китае судили человека, который якобы продал или передавал информацию США о технологии производства пластика. Потери компании и государства составили 110 млн долл. С одной стороны, информацию надо защищать, а с другой – она становится объектом для спекуляций с криминальной составляющей.

Применение информации как ресурса:

– коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях;

– воздействие на ожидание экономических субъектов;

– резервы повышения производительности и оптимизации использования прочих ресурсов;

– важный объект приложения интеллектуальных усилий.

В то же самое время информация представляет собой фактор производства с противоречивыми свойствами.

– невоспроизводимость – тиражируемость;

– безграничность – редкость;

– подбор исчерпывающей информации возможен, но невыгоден;

– полную информацию получить невозможно.

В статичном состоянии объекта наших интересов полную информацию о нем собрать можно, но если объект меняется с течением времени, то сбор полной информации невозможен и невыгоден.

Положительные стороны информации:

– экономия ресурсов;

– снижение нагрузки на окружающую среду;

– расширение возможностей людей;

– скорость распространения.

Отрицательные стороны информации:

– усиление давления на общество;

– проблемы с адаптацией;

– неполнота данных;

– манипулирование информацией;

– проблемы с безопасностью, т. е. сохранность информации;

– утрата рабочих мест.

Существует два подхода к неполноте информации:

– подбор исчерпывающей информации возможен, но невыгоден из-за растущих трансакционных издержек;

– полную информацию получить невозможно и необходимо действовать в условиях неопределенности и риска.


Трансакционные издержки – это издержки сопровождения какой-либо сделки или издержки поиска какой-либо информации.


Нужно определить для себя, на какой уровень издержек мы готовы пойти, чтобы найти важную и нужную для нас информацию.


Информационная асимметрия – это разновидность неполноты информации или неравномерное распределение информации.


Существует два типа асимметрии информации:

– информационное преимущество, когда один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой (рынок «лимонов» – рынок подержанных автомобилей);

– «проблема царя Соломона», когда оба участника сделки одинаково информированы относительно нее, но эту информацию трудно получить третьим лицам.

Знаменитое изречение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» весьма актуально в век информационных технологий. И понимая всю важность и изменяемость информации, необходимо уметь с ней правильно и корректно обращаться, чтобы обладание информацией приносило экономические выгоды при низких издержках на ее получение и сохранение.


Назад Вперед