Ýêîëîãè÷åñêèå îñíîâû èíòåãðèðîâàííîé çàùèòû ðàñòåíèé: ó÷åáíèê
ÝÊÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÎÑÍÎÂÛ ÈÍÒÅÃÐÈÐÎÂÀÍÍÎÉ ÇÀÙÈÒÛ ÐÀÑÒÅÍÈÉ
ÀÍÍÎÒÀÖÈß
ÎÃËÀÂËÅÍÈÅ
ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ ÐÅÄÀÊÒÎÐÀ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
ÃËÀÂÀ 1. ÏÎÍßÒÈÅ Î ÑÈÑÒÅÌÀÕ ÈÍÒÅÃÐÈÐÎÂÀÍÍÎÉ ÇÀÙÈÒÛ ÐÀÑÒÅÍÈÉ
ÃËÀÂÀ 2. ÒÅÎÐÅÒÈ×ÅÑÊÈÅ ÎÑÍÎÂÛ ÑÈÑÒÅÌ ÈÍÒÅÃÐÈÐÎÂÀÍÍÎÉ ÇÀÙÈÒÛ ÐÀÑÒÅÍÈÉ
ÃËÀÂÀ 3. ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈß ÈÍÒÅÃÐÈÐÎÂÀÍÍÎÉ ÇÀÙÈÒÛ ÐÀÑÒÅÍÈÉ
ÃËÀÂÀ 4. ÌÎÍÈÒÎÐÈÍÃ È ÏÐÎÃÍÎÇ ÂÐÅÄÍÛÕ ÎÐÃÀÍÈÇÌÎÂ
ÃËÀÂÀ 5. ÌÅÒÎÄÛ ÇÀÙÈÒÛ ÐÀÑÒÅÍÈÉ
ÃËÀÂÀ 6. ÏÐÈÍÖÈÏÛ ÔÈÒÎÑÀÍÈÒÀÐÍÎÉ ÎÏÒÈÌÈÇÀÖÈÈ ÑÅËÜÑÊÎÕÎÇßÉÑÒÂÅÍÍÛÕ ÊÓËÜÒÓÐ, ÑÅÂÎÎÁÎÐÎÒÎÂ È ÀÃÐÎËÀÍÄØÀÔÒÎÂ
ÏÐÀÊÒÈÊÓÌ
Çàíÿòèå 1
Çàíÿòèå 2
Çàíÿòèå 3
Çàíÿòèå 4
Çàíÿòèå 5
Çàíÿòèå 6
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ
Âûïóñêíûå äàííûå


Занятие 6

Тема занятия: Фитосанитарная оценка и составление рекомендаций по оптимизации состояния посева зерновых культур.

Цель: Оценить равномерность развития и фитосанитарное состояние всходов зерновых культур и принять решение по оптимизации технологии возделывания.

Приборы и материалы:

Образцы растений зерновых культур на фазе 34 листа;

Линейка;

Калькулятор;

Литература: Фитосанитарная диагностика агроэкосистем / В.А. Чулкина, Е.Ю. Торопова, Г.Я. Стецов, А.А. Кириченко, Е.Ю. Мармулева, В.М. Гришин, О.А. Казакова, М.П. Селюк; под ред. проф. Е.Ю. Тороповой. – Барнаул, 2017. – 210 с.

Ход работы:

Оценить глубину и равномерность заделки семян. Измерить расстояние от начала проростка до зеленой зоны у всех растений образца. Вычислить среднюю глубину заделки. Определить размер варьирования по разнице между самой большой и самой малой глубиной. Если размер варьирования превышает 30 % от среднего, можно сделать вывод о недостаточной равномерности заделки семян и рекомендовать оптимизацию предпосевной подготовки почвы. По стандарту 75 % всех растений должны быть заделаны на глубину до 6 см. Если образец не укладывается в этот параметр, качество посева неудовлетворительное.

Оценить синхронность развития растений.

Измерить корни и проростки, вычислить среднее и размер варьирования подземной и надземной части. Аналогично заданию 1 сделать вывод о синхронности развития растений.

Подсчитать число листьев и корней, вычислить среднее и размер варьирования. Сделать вывод о синхронности развития надземных и подземных органов.

На основании пунктов 1 и 2 сделать вывод о качестве посевных работ. Предложить мероприятия по усовершенствованию технологии, используя рекомендации руководства.

Оценить фитосанитарное состояние растений.

По шкале В.А. Чулкиной оценить развитие корневых гнилей зерновых культур дифференцированно по органам (таб. 72).

Таблица 72

Шкала для оценки развития корневых гнилей

Балл

Внешние признаки

0

Орган имеет равномерную светлую окраску, здоров

0,1

Отмечаются небольшие единичные точки бурого цвета, занимающие не более 10 % поверхности

1

Потемневшая зона охватывает до 25 % поверхности

2

Поражено до 50 % поверхности органа

3

Поражено до 75 % поверхности органа

4

Поражено до 75 % поверхности органа


Результаты занести в таблицу 73.

Таблица 73

Развитие корневых гнилей дифференцированно по органам (в баллах шкалы)

Номер растения

Первичные корни

Колеоптиле

Эпикотиль

Влагалище прикорневых листьев

1





...





50






Подсчитать индекс развития болезни (ИРБ) по органам по формуле. Сделать вывод о самом восприимчивом органе.


Подсчитать средний ИРБ для растений и сделать вывод о достижении порога вредоносности (5 % для всходов) и необходимости оздоровления почвы и повышения устойчивости растений;

Подсчитать распространенность болезни по отношению числа растений, у которых хотя бы одни орган поражен на "1" шкалы и сильнее, к общему числу проанализированных растений и умножить на 100 %. Сделать вывод о достижении порога вредоносности (для всходов 10 %).

При превышении порогов вредоносности составить рекомендации по оздоровлению всходов, используя данные литературы. Обратить внимание на методы повышения устойчивости растений с помощью минеральных удобрений.

Оценить повреждения другими вредными организмами (если они есть) и сделать вывод о необходимости защитных мероприятий, если достигнут порог вредоносности.