Ýêîëîãè÷åñêèé ìîíèòîðèíã è ýêîëîãè÷åñêàÿ ýêñïåðòèçà Автотранспорт выбрасывает в воздушную среду более 200 компонентов, среди которых угарный газ, углекислый газ, окислы азота и серы, альдегиды, свинец, кадмий и канцерогенная группа углеводородов (бенз(а)пирен). При идеальном сгорании смеси органического топлива с воздухом в продуктах сгорания должны быть только водяной пар, углекислый газ, озон. Но в реальных условиях в выхлопных газах содержатся окись углерода, пероксидные соединения, водород, оксиды азота, сернистый ангидрид и другие вещества. К первичным загрязнителям относят в первую очередь окислы азота и углеводороды. Автомобили ответственны за 45% годового выброса в атмосферу окислов азота и 36% углеводородов.
Этот газ не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому органы чувств человека не в состоянии его обнаружить. В городской экосистеме имеется и другой источник окиси углерода – это выбросы от курильщиков. Окись углерода вдыхается вместе с воздухом и поступает в кровь, где она конкурирует с кислородом за молекулы гемоглобина. Гемоглобин представляет собой сложный белок, переносящий кислород из легких к клеткам организма, а углекислый газ из клеток организма обратно в легкие. Даже малые количества окиси углерода обрывают перенос кислорода, поскольку её молекулы в 200 раз легче присоединяются к гемоглобину, чем кислород. Окись углерода прочно связывается с гемоглобином и оттесняет кислород от своего переносчика. Гемоглобин, соединенный с окисью углерода, носит название карбоксигемоглобина. У людей с небольшим повышением карбоксигемоглобина наблюдаются два симптома. Один из них — снижение способности воспринимать сигналы, поступающие из внешней среды. В экспериментах испытуемые не воспринимают звуковые сигналы при уровне карбоксигемоглобина 3-5%, при этом ослабевает способность различать яркость света, учащаются сердечные приступы. При уровне карбоксигемоглобина 10% нарушаются навыки вождения: реакции на появление стоп-сигналов и на скорость идущего впереди автомобиля. Окислы азота и углеводороды создают на улицах городов фотохимический смог. Под влиянием световой энергии они вступают в фотохимические реакции и образуют новые загрязнители воздуха: озон, альдегиды и необычные органические соединения. Возникновению такого ядовитого тумана способствуют определенные метеорологические условия: отсутствие ветра и дождя и температурная инверсия. Смог крайне вреден для живых организмов. У человека ухудшается самочувствие, резко увеличивается число легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, возникают эпидемии гриппа. От воздействия смога гибнут домашние животные и растения. Он вызывает коррозию металлов, растрескивание красок, резиновых и синтетических изделий, порчу одежды. Отработанные газы представляют собой аэрозоль сложного состава, который зависит от состава топлива и от режима работы двигателя.
На остановках и перекрестках в атмосферу выбрасывается гораздо больше токсических веществ. За последние годы число выбросов загрязняющих веществ составляет уже 400 наименований, и масса их увеличилась до 300 т в год. В городах основными загрязнителями атмосферы являются формальдегид, бенз(а)пирен, оксиды азота, фенолы, взвешенные частицы. Относительный вклад основных загрязнителей атмосферы: автотранспорта (40%), теплоэнергетики (30%), промышленных предприятий (30%) – претерпел существенные изменения. Сейчас на долю автотранспорта приходится до 65% общей массы загрязнений, в то время как вклад технологических выбросов промышленных предприятий упал до 4,4%. Количество вредных выбросов теплоэнергетики остается на прежнем уровне, и его снижение в будущем не представляется существенным из-за использования в качестве основного источника тепла угля и изношенности городских котельных и ТЭЦ.
В состав автомобильного топлива для более равномерного сгорания горючей смеси в виде добавок входит свинец. Примерно 75% свинца, добавляемого в бензин, выделяется в воздух с выхлопными газами автомобиля. Скорость выведения свинца из организма человека низкая, и он накапливается, уменьшая скорость образования эритроцитов в костном мозге, блокируя синтез гемоглобина. При содержании свинца даже ниже ПДК снижается способность к учебе. При свинцовом отравлении средней тяжести дети оказываются умственно отсталыми. Опасность для здоровья человека в результате как разового, так и хронического отравления свинцом была одной из причин, по которой с 1974 г. в мире постепенно прекратили добавление в бензин тетраэтилсвинца и тетраметилсвинца. Для уменьшения выбросов автотранспорта человечеству необходимо переходить на более экологически чистое топливо (пропан, бутан), на запрет применения этилированного бензина и оптимизацию дорожно-транспортной инфраструктуры. Для оптимизации дорожно-транспортной инфраструктуры необходимо иметь информацию по загруженности улиц автотранспортом. |