Основные элементы рыночного механизма – цена, спрос, предложение.
Количество блага, которое потребители захотят купить по определенной цене, называется объемом (величиной) спроса. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Она имеет следующий вид: Qda = f (Pa, Рс, Рs, I, T, N, О, Е), где Qda – объем спроса на товар а в единицу времени; Рa – цена товара; Рc – цена взаимосвязанного товара; Ps – цена товаров субститутов; I – доход покупателя; T – вкусы и предпочтения; N – число покупателей данного товара; О – ожидания покупателей; Е – прочие факторы. Зависимость цены от величины спроса выражается законом спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот, повышение цены приводит к снижению спроса. Графическую интерпретацию закона спроса выражает кривая спроса (рис. 4). Рис. 4. Кривая спроса Алгебраическое выражение функции спроса имеет вид: QiD = а − bPi , где QiD – величина спроса на i-товар; Pi – цена i-го товара; а, b – положительные числовые коэффициенты. Существует три исключения из закона спроса: 1. Эффект Веблена. Под данным эффектом понимается нерациональный, показательный спрос, когда предпочтение отдается более дорогим товарам, вне зависимости от их утилитарных качеств. Попасть в группу элитарных товаров такой продукт может, например, исключительно за счет повышения цены. Потребительское поведение по модели эффекта Веблена свойственно достаточно ограниченной группе покупателей, которая тем не менее характеризуется высокой покупательской способностью. 2. Эффект Гиффена. Данный эффект относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию и распространяется на товары первой необходимости. Различное поведение покупателей в отношении товаров позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и «товары Гиффена». 3. Эффект замещения. При повышении цены на товар начинает расти спрос на другой товар, его заменитель (кофе, чай).
К неценовым факторам спроса относят: 1. Вкусы и предпочтения потребителей. 2. Уровень доходов населения. 3. Цены на другие товары. 4. Ожидания потребителей. 5. Эффект отложенного спроса. 6. Количество покупателей. 7. Реклама. Влияние неценовых факторов на кривую спроса представлено на рис. 5. Рис. 5. Влияние неценовых факторов на кривую спроса
Важнейшими характеристиками предложения являются цена предложения и величина предложения.
На величину предложения влияют множество факторов, но цена играет главную роль. Зависимость между ценой и величиной выражается законом предложения. При прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Предложение испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы: Qs = f (PA, PX, PY, Nt, T), где PA – цена данного товара; PX, PY – цены на экономические ресурсы; Nt – применяемая технология; T – налоги и дотации. Графически кривая предложения выглядит следующим образом (рис. 6): Рис. 6. Кривая предложения Алгебраическое выражение функции предложения имеет вид: QiS = а + bPi , где QiS – величина предложения на i-товар; Pi – цена i-го товара; а, b – числовые коэффициенты.
К неценовым факторам относятся: 1. Изменение цен на ресурсы. 2. Совершенствование технологии. 3. Ожидания производителей. 4. Количество продавцов. 5. Налоги и дотации. Влияние неценовых факторов на кривую предложения представлено на рис. 7. Рис. 7. Влияние неценовых факторов на кривую предложения |
|||||||||||||
Назад | Вперед | ||||||||||||