Микроэкономика: учебное пособие - 2020
МИКРОЭКОНОМИКА
АННОТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1.1. История развития экономической науки
1.2. Фундаментальные проблемы экономики и предмет и функции экономической теории
1.3. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема экономического выбора
1.4. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей
Вопросы для обсуждения
Практические задания
Тестовые задания
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
4. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
5. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЦЕЛИ, ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
6. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
7. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
ПРАКТИКУМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВЫПУСКНЫЕ СВЕДЕНИЯ


Экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. В круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е., такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.


Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются: цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ; состояние отдельных рынков; распределение ресурсов между альтернативными целями.


Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. БёмБаверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами в условиях экономического выбора.


В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

− экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

− принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

− проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.


Объектом микроэкономики является отдельный хозяйствующий субъект – потребитель или фирма.

Предметом микроэкономики выступает комплекс проблем, который включает в себя ответы на следующие вопросы:

1. Что производить (какие товары и услуги и в каком количестве)?

2. Как производить (с помощью каких ресурсов и технологий)?

3. Для кого производить (какие целевые группы потребителей товаров)?

Как и любая другая наука, экономическая теория вообще и микроэкономика в частности используют определенные методы для нахождения законов и исследуемых закономерностей. Основными методами являются: экономико-математическое моделирование; метод научной абстракции; метод анализа и синтеза; позитивный и нормативный анализ; функциональный анализ; статический и динамический анализ.


Основными вопросами экономической теории являются следующие:  

1. Какие товары следует производить?

2. Как их следует производить?

3. Кто и какую работу должен выполнять?

4. Для кого предназначены результаты этой работы?


Первый вопрос: какие товары следует производить? Эта проблема возникает вследствие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Какие потребности следует удовлетворить в первую очередь? Какие – во вторую? Этот вопрос возникает, потому что из имеющихся ресурсов можно производить различные виды продуктов. На него можно ответить при помощи границы производственных возможностей, которая показывает, что и в каком количество можно производить, обладая определенным количеством ресурсов. Кроме этого, на этот вопрос можно ответить, исследуя потребительские предпочтения.

Второй вопрос: как следует производить товары? Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Поэтому при ответе на вопрос «как производить» экономисты используют понятие технологии. С точки зрения экономической теории, технология – это различные способы сочетания факторов производства для выпуска какого-либо продукта.

Новые способы использования ресурсов включают в себя новые технологии, новые формы организации труда, новые пути удовлетворения потребностей в результате развития предпринимательства.

Третий вопрос: кто и какую работу должен выполнять?

Этот вопрос связан с общественным разделением труда, которое в свою очередь обусловливает кооперацию труда.


Разделением труда называется специализация людей на выполнении какой-либо одной операции или на изготовлении одного продукта труда.


Развитие производительных сил вызвало необходимость в общественном разделении труда внутри общества и внутри предприятия. Разделение труда внутри общества представляет собой систему отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта. Разделение труда внутри предприятия идет по цехам, рабочим местам, между рабочими и инженерно-техническими работниками, управляющим звеном.


Под кооперацией труда понимается такая деятельность людей, когда в одних и тех же или связанных между собой процессах труда участвует много людей.


Существует прямая связь между уровнем специализации и кооперации. Чем более специализировано производство, тем выше степень кооперации труда. Кооперация труда характеризуется тремя факторами. Это совместная работа, обучение в процессе деятельности, выявление и применение сравнительного преимущества.

Под сравнительным преимуществом понимается способность выполнять работу с относительно меньшей альтернативной стоимостью.

Четвертый вопрос: для кого производить товары? Иначе говоря, как должна распределяться произведенная продукция между членами общества? Принципы распределения могут строиться с двух позиций: с позиции эффективности распределения и с позиции справедливости распределения.

Эффективность в распределении продуктов труда – это такая ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующих количеств благ удовлетворить желание одного человека, не нанося ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Эффективность в распределении существующих благ может быть улучшена путем обмена продуктами труда, т. е. в результате действия рыночного механизма спроса и предложения. До тех пор пока обмен существующих благ позволяет более полно удовлетворять желания одних людей, не нанося ущерба удовлетворению желаний других людей, эффективность в распределении может быть улучшена.

Но не всегда эффективное распределение благ может считаться справедливым. К справедливости в распределении существует несколько подходов. Одни люди рассматривают справедливость как равенство в получении каких-то благ. Равенство в распределении основывается на том, что все люди принадлежат к человеческой цивилизации и в этом отношении они все равны.

Другой подход к справедливости распределения основывается на представлении, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Так, в социалистическом обществе считается справедливым механизм, основанный на принципе распределения по труду. При этом механизме распределения создаваемые общественные фонды потребления давали возможность всем членам общества получать бесплатные услуги здравоохранения, образования, культуры, остальные блага в основном должны были распределяться через систему заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда. В рыночной экономике справедливым считается механизм распределения, основанный на охране права частной собственности.

Различают позитивную и нормативную экономику. Позитивная экономика исследует реальную действительность и дает научные, объективные объяснения экономическим явлениям. Позитивная экономика позволяет правительствам государств вырабатывать экономическую политику. Экономическая политика – это система мер и решений, воз­действующих на людей с целью изменения экономической ситуации. Экономическая политика контролирует экономическое поведение и его последствия. В процессе выработки экономической политики и оценки ее последствий люди имеют различные мнения и суждения, они могут предлагать различные способы воздействия на экономическое поведение людей. В этом проявляется субъективный характер использования экономической теории. В таком случае экономика называется нормативной.

Экономическая теория выполняет несколько основных функций. Это, во-первых, познавательная функция, когда с помощью системы экономических категорий и законов экономическая теория позволяет изучать экономические процессы, создавать новые гипотезы и открывать экономические законы развития.

Экономическая теория выполняет также функцию формирования экономического образа мышления, помогая вырабатывать стратегию поведения человека с позиций общества в целом. Отсюда вытекает и другая функция – методологическая, так как экономическая теория, изучая общие экономические законы развития, разрабатывает методы познания экономики и на этой основе помогает конкретным экономическим наукам изучать частные законы развития отраслей экономики. Также экономическая теория выполняет практическую функцию, обеспечивая разработку экономи­ческой политики.


Назад Вперед