Ìèêðîýêîíîìèêà: ó÷åáíîå ïîñîáèå - 2020
ÌÈÊÐÎÝÊÎÍÎÌÈÊÀ
ÀÍÍÎÒÀÖÈß
ÎÃËÀÂËÅÍÈÅ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
1. ÂÂÅÄÅÍÈÅ Â ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÓÞ ÒÅÎÐÈÞ
2. ÎÁÙÀß ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÐÛÍÎ×ÍÎÃÎ ÌÅÕÀÍÈÇÌÀ
3. ÒÅÎÐÈß ÏÎÂÅÄÅÍÈß ÏÎÒÐÅÁÈÒÅËß
4. ÎÑÍÎÂÛ ÏÐÎÈÇÂÎÄÑÒÂÀ: ÒÅÕÍÎËÎÃÈß È ÏÐÎÈÇÂÎÄÑÒÂÅÍÍÀß ÔÓÍÊÖÈß
5. ÔÈÐÌÀ  ÐÛÍÎ×ÍÎÉ ÝÊÎÍÎÌÈÊÅ: ÏÐÈ×ÈÍÛ ÂÎÇÍÈÊÍÎÂÅÍÈß, ÖÅËÈ, ÏÐÀÂÎÂÛÅ ÔÎÐÌÛ
6. ÒÈÏÛ ÐÛÍÎ×ÍÛÕ ÑÒÐÓÊÒÓÐ: ÊÎÍÊÓÐÅÍÖÈß È ÌÎÍÎÏÎËÈß
6.1. Ðûíîê ñîâåðøåííîé (÷èñòîé) êîíêóðåíöèè
6.2. Ìîäåëè ðûíêà íåñîâåðøåííîé êîíêóðåíöèè
Âîïðîñû äëÿ îáñóæäåíèÿ
Ïðàêòè÷åñêèå çàäàíèÿ
Òåñòîâûå çàäàíèÿ
7. ÐÛÍÊÈ ÔÀÊÒÎÐÎÂ ÏÐÎÈÇÂÎÄÑÒÂÀ
ÏÐÀÊÒÈÊÓÌ
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ
ÂÛÏÓÑÊÍÛÅ ÑÂÅÄÅÍÈß


Для рынка чистой конкуренции характерно:

1) множество продавцов и покупателей, независимых друг от друга;

2) отдельный продавец и покупатель не в состоянии контролировать рыночную цену;

3) свободный вход на рынок и выход из него;

4) свободный доступ к ресурсам и свобода их передвижения;

5) свободный доступ к информации о ценах;

6) на рынке продается стандартизированный продукт;

7) покупателю безразлично, у какого продавца приобретать продукцию.  


Стандартизированный (однородный) продукт – это такой товар, который не отличается по качеству у различных производителей. Фирмы выпускают продукцию одинакового качества не потому, что не предпринимают никаких усилий для улучшения товара, а потому, что таков сам товар.


В чистом виде этот рынок практически не встречается в экономике. Но такие рынки, как рынок сельхозсырья, рынок ценных бумаг, рынок валюты, имеют признаки рынка чистой конкуренции.

В условиях чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, а только приспосабливается к цене, устанавливаемой на основе рыночного равновесия. Спрос на продукцию отдельной фирмы в этих условиях совершенно эластичен, т. е. кривая спроса горизонтальна. Если на рынке сформировалась цена, то конкурентная фирма будет продавать любой объем производства по одной цене. Однако это не означает, что весь рыночный спрос будет также абсолютно эластичен. Кривая рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон, так как в целом на рынке поведение людей будет соответствовать закону спроса (рис. 34).

Рис. 34. Спрос модели чистой конкуренции

а – спрос на продукцию конкурентной фирмы; б – спрос на рынке чистой конкуренции

При установившейся рыночной цене перед производителем стоят три вопроса:

1. Следует ли производить данную продукцию?

2. Какое количество продукции производить?

3. Какая прибыль или убыток будут получены?

В краткосрочном периоде предприниматель будет производить продукцию, если фирма получит:

а) экономическую прибыль;

б) убыток, меньший, чем постоянные издержки.

В том случае, когда предприниматель решил начать производство, он определяет объем продукции из расчета получения в краткосрочном периоде наибольшей прибыли или минимального убытка.

Кривая спроса на продукцию в краткосрочном периоде является одновременно кривой предельного дохода и среднего дохода фирмы. Цена, уплачиваемая покупателем за единицу продукции, является в то же время средним и предельным доходом от единицы продукции для продавца. Следовательно, правило максимизации прибыли будет изменено: МС = Р.

При рассмотрении поведения фирмы в долгосрочном периоде учитываются следующие допущения:

1. Единственным долгосрочным приспособлением фирмы является вступление ее в отрасль или уход из отрасли. Если рыночная цена выше, чем средние издержки, и фирмы получают прибыль, то будет наблюдаться приток новых фирм в отрасль. Если цена ниже, чем средние издержки, то фирмы будут терпеть убытки, и произойдет отток фирм из отрасли.

2. Все фирмы в отрасли имеют одинаковые средние издержки, ввиду одинаковой технологии.

3. В данное время издержки в отрасли не меняются, т. е. вступление фирм в отрасль и выход из нее не влияет на средние издержки отдельных фирм.

Если фирмы на рынке будут получать прибыль, это будет стимулировать остальных войти на этот рынок. В результате рыночное предложение вырастет и рыночная цена уменьшится, что приведет к сокращению прибыли. При противоположной ситуации фирмы будут уходить из отрасли, предложение сократится, рыночная цена упадет и прибыль фирм сократится.

После завершения долговременных приспособлений при установлении долговременного равновесия цена продукта будет соответствовать минимуму средних валовых издержек фирмы (Р = АС). При этом сохраняется равенство цены и предельных издержек (Р = МС). Т. е. в длительный период в состоянии равновесия все фирмы в отрасли будут получать нулевую прибыль.

Свойством рынков с чистой конкуренцией является их способность восстанавливать эффективное распределение ресурсов при изменениях в экономике. Эффективное распределение ресурсов возникает в точке равенства цены предельным издержкам. Эффективность в распределении ре­сурсов касается не только производителей, но и остальных потребителей ресурсов. Конкурентная экономика стремится распределить ограниченные ресурсы так, чтобы максимально удовлетворять потребности.


Íàçàä Âïåðåä