в Содержание



ВВЕДЕНИЕ

Практически все физико-химические методы исследования основаны на предварительно изученной зависимости: состав - характеристика его какого-либо свойства или способности. Разработка или применение любого физико-химического метода начинается с установления этой зависимости между составом исследуемой пробы и тем или иным его свойством. Эта зависимость выражается обычно математически в виде формулы или графика.

Так, в потенциометрии используют связь между активностью определяемого иона в растворе и потенциалом электрода, в эмиссионной спектроскопии - между содержанием отдельных элементов в пробе, переведенных в состояние плазмы и интенсивностью излучений определенных длин волн, в спектрофотометрии - между наличием элемента в растворе и его поглощательной способностью, выраженной через оптическую  плотность.

Важно то, что при разных формах анализа определяют различные концентрации: потенциометрически определяют активную концентрацию, а методом пламенной фотометрии – общую. В связи с этим необходимо уметь рассчитать каждый вид концентрации.

Характерное свойство физико-химических методов анализа – независимость показателей свойств вещества или системы в обычных условиях от его объема. Например, потенциал электрода не зависит от того, в какой объем раствора он погружен; интенсивность излучения веществом, которое вводят в пламя горелки, не зависит от общего объема введенного раствора, а определяется только скоростью его подачи и концентрацией.

В курсе изучения физико-химических методов анализа студенты должны усвоить физико-химические законы, которые лежат в основе анализов, применяемых в практике экологических исследований.

В данном курсе перед студентами ставится задача освоить широко используемые в экологии методы анализа, применяемые для контроля за состоянием компонентов окружающей среды и качеством растениеводческой продукции.

Студенты должны:

- знать устройство прибора, технику работы и технику безопасности при работе в лаборатории и на приборах;

- освоить технику идентификации вещества методами хроматографии и спектроскопии;

- уметь провести измерение численной, т.е. количественной концентрации ингредиента и рассчитать его массу в предложенных образцах несколькими способами;

- обладать конкретными навыками при выполнении работ, например, уметь рассчитать минимальные и максимальные параметры концентраций для графика и выстроить калибровочный график для определенного ингредиента при работе на приборе; произвести проверку  электродов по электродному потенциалу и  крутизне электродной функции и т.д.;

- определить коэффициент поправки для титрованных растворов и использовать его для перерасчета определяемого вещества или элемента.