24.10.2011 Развитие научно-исследовательской деятельности в университете и роль научных школ в формировании имиджа университета

Характерной чертой деятельности учёных НГАУ является сочетание фундаментальных научных исследований с решением практических задач развития АПК Сибирского региона и страны в целом. По заказу Минсельхоза России за счёт средств федерального бюджета научными творческими коллективами университета выполняются научные исследования по следующим темам:
– выявление особенностей изменения агрохимических свойств почв под влиянием длительного систематического применения органических и минеральных удобрений в агроценозах Сибири;
– оценка иммунобиохимического статуса свиней и повышения эффективности вакцинопрофилактики в условиях промышленной технологии;
– разработка научно обоснованной системы кормопроизводства и кормления крупного рогатого скота, обеспечивающей повышение белковомолочности коров чёрно-пестрой породы;
– разработка способов повышения производства и качества говядины в Западной Сибири;
– разработка научно-методических
основ применения биопрепаратов для защиты растений от вредителей и болезней в условиях Сибири;
– разработка методических рекомендаций по ветеринарно-санитар-ной оценке состояния здоровья животных;
– разработка системы мероприятий по адаптации высокопродуктивного племенного и пользовательского крупного рогатого скота, ввозимого на территорию РФ из зарубежных стран, с использованием пробиотических и иммунотропных препаратов.
Для популяризации научной и инновационной деятельности в нашем вузе созданы выставочный центр и бизнес-инкубатор. Внедрена система внутривузовских грантов для молодых учёных, аспирантов. Разработан и введён в силу институт поддержки студентов для активизации занятия наукой. Развивается интеграция вуза и СО Россельхозакадемии в области реализации совместных научно-исследовательских грантовых проектов и создания современных учебно-научных подразделений.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в университете ведётся через докторантуру – по трём научным направлениям и одиннадцати научным специальностям, через аспирантуру – по семи научным направлениям и 29 научным специальностям. Эффективность подготовки научно-педагогических кадров в среднем за пять лет составила 35,2% от общего количества аспирантов (установленный показатель – 25%), среди докторантов – 100%-я защищаемость.
В вузе действует шесть специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по тринадцати научным специальностям, в которых с 2006 по 2010 годы были защищены 21 докторская и 151 кандидатская диссертация.
С 2007 года на базе НГАУ проходят первый (внутривузовский) и второй (по федеральным округам) этапы Всероссийского конкурса вузов Минсельхоза РФ на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых учёных. Ежегодно более 2000 студентов принимают активное участие в конкурсах, форумах, конференциях и олимпиадах различного уровня, занимая призовые места.
За последние пять лет в НГАУ издано 87 монографий, 11 учебников, 50 сборников научных трудов и более 72 учебных пособий, 35 из них с грифами. Сотрудниками университета
в 2006-2011 гг. получено 54 патента на изобретения и авторских свидетельства.
Развитие научных исследований способствует повышению уровня творческого и кадрового потенциала вуза, качеству подготовки специалистов. За многолетнюю историю в НГАУ под руководством известных учёных сформировался целый ряд авторитетных научных школ, получивших известность в России и за рубежом.
Сегодня в аграрном университете работают 19 научно-педагогических школ, обеспечивающих подготовку научно-педагогических кадров. За период 2006-2010 гг. в научных школах А.Т. Стадника успешно защищены 15 кандидатских, 3 док-торских диссертации,
у А.П. Пичугина – 13 кандидатских и 4 докторских, у В.Л. Петухова – 5 кандидатских и 6 докторских, у В.А. Чулкиной – 4 кандидатских и 5 докторских. В настоящее время необходимо усилить роль научно-педагогических школ в выполнении аккредитационных показателей, в реализации грантовых научных исследований, в привлечении талантливой молодёжи к научному творчеству.