Экологический  мониторинг и экологическая экспертиза

Содержание


3.3. Содержание модели экспертизы

Экспертиза ТЭО и проектов проходит следующие этапы:

1. Формирование комиссии и рабочих групп по разделам проекта.

2. Рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам и подгруппам – квалифицированными специалистами в разных отраслях науки и практики.

3. Обсуждение и принятие заключений рабочими группами с учетом дискуссий, поправок, внесенных при обсуждении проекта с проектировщиками.

4. Составление сводного заключения, обсуждение с проектировщиками, принятие проекта.

5. Рассмотрение и утверждение (отклонение) сводного заключения по проекту экспертным советом Минэкологии РФ.



Основные рабочие «единицы» экспертизы – экспертная подкомиссия и рабочие группы внутри нее.



При экспертизе проектов обращается внимание на возможность ущерба здоровью населения через загрязнение вод, воздуха, почв, размеры изъятия сельскохозяйственных земель и водных ресурсов, а также проявление более далеких природных и социально-экономических последствий при осуществлении проекта. В зависимости от типа проектируемого хозяйственного мероприятия в содержании экспертизы выделяется главный объект исследования. Во всех проектах надо обнаружить главные источники воздействия, размеры и границы изменения природных комплексов .

Методы и приемы оценки, совокупность которых составляет методику исследования влияния проектов на сохранность природной среды, различны для разных типов проектов и этапов оценки.

Строится модель экспертизы, которая показывает порядок выявления соответствия проекта требованиям охраны природной среды и предусматривает:

конечную цель проекта и его народно-хозяйственное значение;

причины реализации проекта именно в данном месте;

технико-экономическое обоснование проекта и инженерной, технологиче­ской, технической характеристики объекта, показателей землеемкости, ресурсоемкости, способности загрязнять природную среду;

современное состояние природной среды и ресурсов района размещения при существующей структуре его народного хозяйства с позиций дефицита природных и территориальных ресурсов, уникальности ландшафта, необратимости природных процессов и т.п.;

типы существующих природоохранных мероприятий, оценку их эффектив­ности и достаточности при существующей структуре хозяйства;

прогноз состояния природной среды при отсутствии объекта и при условии его воздействия;

негативные воздействия проекта на среду и возможность их уменьшения;

оценку соответствия технико-экономических потребностей природным возможностям с целью выявления критических природоохранных ситуаций;

остроту, важность и длительность критических ситуаций;

влияние краткосрочного использования природной среды и ее ресурсов на обеспечение ее долговременного качества;

возможность достижения главной цели проекта другим путем (в случае негативных последствий для природной среды);

варианты достижения цели (альтернативные варианты проекта), рекомендуемые природоохранные мероприятия и очередность их осуществления при размещении новых объектов;

выбор наилучшего варианта – сопоставление с позиций минимального ущерба природе и нормальной эксплуатации объекта;

сопоставление вариантов проектов на единицу затрат по критериям ценности вклада объекта в развитие страны, края, области, района; экономических результатов от размещения объекта в данном месте;

ожидаемых негативных последствий для природной среды;

степени риска непредвиденных последствий размещения объекта в данном районе;

стоимости природоохранных мер.

Экспертизы проводятся специальными экспертными комиссиями, в состав которых входят специалисты по профилю решаемых вопросов; эксперты, принимающие решение, защищающие и оценивающие проекты, а также представители местных организаций, юрист.

После оценки вариантов хозяйственной деятельности проводится выбор лучшего из вариантов с учетом тех видов хозяйственной деятельности, относительная значимость которых значительна для данного региона.

Сравниваются возможные выгоды и убытки от будущей хозяйственной деятельности.

Окончательное решение о принятии или отклонении проекта, выборе альтернативного решения должны принимать специально назначенные лица из числа экспертов.