Экологический  мониторинг и экологическая экспертиза

Содержание


1.3. Оределение экологического мониторинга. Цель экологического мониторинга. Задачи экологического мониторинга


Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды (ОС), оценки и прогноза изменений состояния ОС под воздействием природных и антропогенных факторов.



Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, внутренних морских вод и территориальных морей РФ.

Схема информационной системы контроля состояния природной среды (рис.1.1) пригодна для различных уровней, направлений и масштабов оперативной и исследовательской работы (Израэль, 1979).


Рис. 1.1 - Блок-схема системы мониторинга


Полученную информацию оценивают в зависимости от того, в какой сфере деятельности ее используют. Оценка предусматривает определение ущерба от воздействия на ОС, выбор оптимальных условий для чело-веческой деятельности, выявление существующих экологических резервов, расчет допустимых нагрузок на окружающую среду территории.

Учитывают антропогенные факторы, влияющие на состояние биосферы, на здоровье населения; загрязнения различными химическими веществами, выбросы и сбросы от производства; физическое и биологическое воздействие; нагрев биосферы. Наблюдение осуществляют по физическим, химическим и биологическим показателям. Наиболее перспективен расчет интегральных показателей состояния природных систем.

Цель экологического мониторинга:

– наблюдение за состоянием ОС, в т. ч. в районах расположения источников антропогенного воздействия, и влиянием этих источников на ОС;

– оценка и прогноз изменений состояния ОС под воздействием природных и антропогенных факторов;

– обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии ОС и ее изменениях, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Полученная информация используется:

– при разработке прогнозов социально-экологического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

– для разработки программ в области охраны ОС, для обоснования эколого-экономической политики государства;

– для прогнозирования чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по их предупреждению;

– при подготовке ежегодного доклада об охране ОС.

При проведении экологического мониторинга решают следующие задачи:

– организация и проведение оперативного контроля экологического, социального, медико-биологического состояния ОС;

– выявление факторов экологического неблагополучия региона (в том числе источников негативного воздействия на ОС и здоровье населения);

– характеристика фактического состояния ОС;

– подготовка и обобщение информации при ее прохождении по иера-рхическим уровням для принятия решений по экологической обстановке;

– сбор, систематизация и хранение объективной информации о состоянии ОС, здоровье населения (с учетом возможной субъективности в оценке этих факторов);

– выработка управляющего решения, направленного на улучшение состояния ОС (с использованием подсистемы поддержки для принятия решений с анализом степени риска).

Для решения данных задач Министерство природных ресурсов РФ взаимодействует с министерствами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, здравоохранения в рамках ведения социально- гигиенического мониторинга, а также с Российским авиационно-космическим агентством при представлении и использовании методов и средств дистанционного зондирования Земли в интересах мониторинга.