ФИЗИКА 1.1.1. Кинематика материальной точки Существует три способа описания движений точки. Мы рассмотрим два из них: векторный и координатный. Векторный способ. В этом способе положение интересующей нас материальной точки А задают радиусом-вектором
При движении материальной точки А её радиус-вектор меняется в общем случае как по модулю, так и по направлению, т.е. радиус-вектор
Для характеристики быстроты движения и его направления вводится векторная величина – скорость. Вектором средней скорости (1.1.1)
Вектор При неограниченном уменьшении (1.1.2)
Так как секущая в пределе совпадает с касательной, то вектор скорости Модуль мгновенной скорости определяется соотношением: (1.1.3)
При неравномерном движении модуль мгновенной скорости с течением времени изменяется. В этом случае пользуются скалярной величиной (1.1.4)
Ускорение и его составляющие. В случае неравномерного движения важно знать, как быстро изменяется скорость с течением времени. Физической величиной, характеризующей быстроту изменения скорости по модулю и направлению, является Рассмотрим плоское движение, т.е. движение при котором все участки траектории точки лежат в одной плоскости. Пусть вектор Перенесём вектор
Средним ускорением неравномерного движения в интервале от t до Δt, называется векторная величина, равная отношению изменения скорости (1.1.5)
Мгновенным ускорением (1.1.6)
Таким образом, ускорение есть векторная величина, равная первой производной скорости по времени. Разложим вектор Тангенциальная составляющая ускорения (1.1.7)
т.е. равна первой производной по времени от модуля скорости, определяя тем самым быстроту изменения скорости по модулю. Найдём вторую составляющую ускорения. Допустим, что точка В достаточно близка к точке А, поэтому
В пределе при ∆t → 0 получим (1.1.8) называется нормальной составляющей ускорения и направлена по нормали к траектории к центру её кривизны. Полное ускорение тела есть геометрическая сумма тангенциальной и нормальной составляющих (рис. 1.1.3)
(1.1.9)
(1.1.10)
Таким образом, зная зависимость Возникает и обратная задача: можно ли найти Оказывается, для получения однозначного решения этой задачи одной зависимости Сначала определим скорость точки
Но величина (1.1.11)
Аналогично решается вопрос и о радиус-векторе Для нахождения самого радиус-вектора
Координатный способ. В этом способе с телом отсчёта жёстко связывают определённую систему координат. На рис. 1.1.1 с телом отсчёта связана, декартова система координат x, y, z. Запишем проекции на оси x, y, z радиус-вектора
Зная зависимости этих координат от времени – закон движения точки, можно найти положение точки в каждый момент времени, её скорость и ускорение. Действительно, спроектировав (1.1.2) и (1.1.6), например, на ось х, получим формулы, определяющие проекции векторов скорости и ускорения на эту ось: (1.1.12)
где dx - проекция вектора перемещения (1.1.13)
где
направление же вектора
где α, β, γ - углы между вектором Кроме этого можно решить и ряд других вопросов: найти траекторию точки, зависимость пройденного ею пути от времени, зависимость скорости от положения точки и т.д. Решение обратной задачи – нахождение скорости и закона движения точки по заданному ускорению – проводится, как и в векторном способе, путём интегрирования (в данном случае проекций ускорения по времени), причём задача и здесь имеет однозначное решение, если кроме ускорения заданы ещё и начальные условия: проекции скорости и координаты точки в начальный момент времени. к к к |